Социально ориентированные НКО: понятие, виды деятельности и правовой статус

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социально ориентированные НКО: понятие, виды деятельности и правовой статус». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Общественные организации России, чья деятельность направлена на развитие и защиту детей и молодого поколения, стоит выделить особо. Их создание и работа регламентируются не только Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, но и международными документами — Женевской декларацией прав ребёнка 1924 года и Конвенцией ООН о правах ребёнка 1984 года.

Что такое общественная организация


Общественная организация – одна из самых востребованных разновидностей корпоративных некоммерческих организаций в России.

В соответствии со статьей 123. 4 Гражданского кодекса:

Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

Помимо Гражданского кодекса определение общественной организации также содержится в Федеральном законе от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В соответствии с ним:

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Таким образом, любая общественная организация, помимо статуса некоммерческой организации, является еще и общественным ОБЪЕДИНЕНИЕМ.

В свою очередь под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (статья 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Отмечу, что помимо общественной организации к видам общественных объединений также относятся:

  • общественное движение;
  • общественный фонд;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности;
  • политическая партия.

(статья 7 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

В этот перечень можно также добавить:

  • Профсоюз (Профессиональный союз);
  • ТОС (Территориальные общественные самоуправление);
  • Спортивную федерацию;
  • Национально-культурную автономию.

Все они в соответствии с законодательством являются отдельными видами общественных организаций, а значит и общественными объединениями.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах … 2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ).

Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация (статья 1 Федерального закона от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»).

Территориальные уровни объединений

Российские общественные организации различаются не только по формам организационного устройства, но и по территории, на которой действуют. В настоящее время можно выделить следующие уровни:

  • Общероссийская общественная организация — имеет филиалы, представительства или отделения в более чем половине регионов РФ.
  • Межрегиональная общественная организация — имеет самостоятельные структурные подразделения и ведёт работу на территории менее половины субъектов страны.
  • Региональная общественная организация — осуществляет деятельность в пределах одного субъекта России (край, республика, область). Для получения этого статуса в уставе необходимо указать, что работа будет вестись в пределах определённой территории.
  • Местная общественная организация — проводит работу по реализации уставных целей в границах органа местного самоуправления (административного округа, района или поселения). Несмотря на малое пространство для деятельности местные объединения, также как и региональные, вправе создавать собственные филиалы и представительства и повышать в дальнейшем свой территориальный уровень.

Территориальные уровни объединений

Российские общественные организации различаются не только по формам организационного устройства, но и по территории, на которой действуют. В настоящее время можно выделить следующие уровни:

  • Общероссийская общественная организация — имеет филиалы, представительства или отделения в более чем половине регионов РФ.
  • Межрегиональная общественная организация — имеет самостоятельные структурные подразделения и ведёт работу на территории менее половины субъектов страны.
  • Региональная общественная организация — осуществляет деятельность в пределах одного субъекта России (край, республика, область). Для получения этого статуса в уставе необходимо указать, что работа будет вестись в пределах определённой территории.
  • Местная общественная организация — проводит работу по реализации уставных целей в границах органа местного самоуправления (административного округа, района или поселения). Несмотря на малое пространство для деятельности местные объединения, также как и региональные, вправе создавать собственные филиалы и представительства и повышать в дальнейшем свой территориальный уровень.

Детские и молодёжные объединения

Общественные организации России, чья деятельность направлена на развитие и защиту детей и молодого поколения, стоит выделить особо. Их создание и работа регламентируются не только Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, но и международными документами — Женевской декларацией прав ребёнка 1924 года и Конвенцией ООН о правах ребёнка 1984 года.

Детские общественные организации имеют позитивную социальную и нравственную направленность и рассматриваются как значимый фактор в развитии очередного поколения общества. Право участвовать в работе и статус действительного участника детского общественного объединения получают малолетние граждане, достигшие возраста 8 лет. Однако они не могут быть учредителями и участвовать в управлении, так как не обладают достаточной гражданской правоспособностью.

Социальная ориентация ООИ и поддержка ее обеспечения

Особый статус общественных объединений инвалидов определяется также тем, что государство оказывает таким объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Читайте также:  Как работает федеральная программа расселения аварийного жилья?

Органы местного самоуправления наделены правом оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). Реальное взаимодействие организаций инвалидов и органов местного самоуправления призвано повысить в значительной степени эффективность работы данных организаций, поскольку ООИ оказывают действенную помощь инвалидам, проживающим в муниципальных образованиях, реализуют для них различные программы.

Практика финансовой поддержки государством организаций инвалидов в той или иной форме широко распространена в зарубежных странах. Некоторые из национальных организаций инвалидов все свои денежные средства получают в форме дотаций от государства. Организации инвалидов в России в этом смысле находятся в значительно более сложном положении. Вместе с тем принцип государственной, в том числе экономической, поддержки организаций инвалидов декларирован в Стандартных правилах ООН. Однако она должна осуществляться в формах, не создающих угрозу для независимого, автономного статуса организаций людей с ограниченными возможностями.

В настоящее время налоговым законодательством гарантируется предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов. Общественной организации инвалидов на основании статей 149, 264, 267.1, 333.33, 333.36 — 333.38, 346.26, 381 и 395 Налогового кодекса РФ предоставляется режим льготного налогообложения по налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль организаций, государственной пошлине, налогу на имущество организаций, земельному налогу. Например, воспользоваться налоговой льготой, предусмотренной статьей 381 НК РФ (в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности), могут общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% (в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности). Если региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов является самостоятельным юридическим лицом, оно также вправе воспользоваться указанной льготой при соблюдении условий ее предоставления. Уставные документы и документы о государственной регистрации регионального отделения должны иметь подтверждение о том, что отделение является структурным подразделением конкретной общероссийской общественной организации инвалидов .

Семенихин В.В. Налог на имущество организаций. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2016.

Ранее Закон N 181-ФЗ содержал самостоятельные положения, определяющие льготы и условия их предоставления объединениям инвалидов со стороны государства. В дальнейшем положения, касающиеся льгот, предоставляемых статьей 34 Закона N 181-ФЗ общественным объединениям инвалидов, были изъяты из законодательства, что фактически означало утрату такими объединениями какой-либо поддержки со стороны государства. В настоящее время отдельные нормы из данной статьи согласно Федеральному закону от 10 июля 2012 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 33 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в видоизмененном виде «перекочевали» в статью 33 Закона N 181-ФЗ. Так, в настоящее время общественным объединениям инвалидов и организациям, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку также путем предоставления в безвозмездное пользование имущества (включая здания, нежилые помещения), используемого данными объединениями и организациями на законных основаниях в течение не менее пяти лет на момент предоставления такого имущества.

Территориальная сфера деятельности

Общественные организации разделяются на территориальную сферу деятельности — территория Российской Федерации, в пределах которой общественная организация правомочна осуществлять свою деятельность.

Согласно Федеральному Закону об общественных объединениях в России создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Что бы Вы понимали, чем отличаются региональные от межрегиональных общественных организаций, и межрегиональные от общероссийских приведем ниже выдержку из Федерального закона об общественных объединениях с определениями:

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Создавая общероссийскую общественную организацию, законодательная власть дает право использовать в наименовании общероссийской общественной организации слово «Россия» или «Российская Федерация» без специального разрешения Правительства Российской Федерации.

Если говорить проще, то местная общественная организация, это организация деятельность которой осуществляется например в Щёлковском районе Московской области, а региональная общественная организация осуществляет свою деятельность уже в целом субъекте в – Московской области.

Межрегиональная общественная организация может осуществлять свою деятельность на территории двух и более субъектов, например на территории Москвы и Московской области или более, но если в организации уже набралось более 43 отделений соответственная такая организация признается общероссийской.

Читайте также:  Выплата по КАСКО при полной гибели автомобиля

Обязательное условие при создании общественных организаций, заключается в том, что территориальная сфера деятельности должна быть отражена в наименовании общественной организации.

Сегодня открываются все новые возможности расширения деятельности общественных организаций, постепенно преобразующихся в обширную и влиятельную систему, во всех областях социальной и общественной жизни России, их деятельность происходит через взаимодействие граждан и государства и осуществляется через представительство интересов граждан в государственных органах.

Создание и деятельность общественных организация определяются законодательством Российской Федерации и одним из требований к их созданию является место нахождения (адрес) общественной организации.

Место нахождения общественной организации определяется местом ее государственной регистрации, которое указывается в уставе общественной организации и в Едином государственном реестре юридических лиц.

Место нахождения организации может быть как нежилым помещением, так и домашним адресом одного из учредителей, которое принадлежит ему на праве собственности.

В любом из приведенном выше случаев на регистрацию в территориальный орган юстиции необходимо предоставить гарантийное письмо от собственника (в свободной форме в соответствии с требованиями Министерства юстиции) и копию свидетельства о праве на собственность предоставляемого помещения.

Не редко бывают случаи, когда после государственной регистрации приходит понимание, что необходимо сменить место нахождения организации (возможно из за не большого офиса или не удобного места расположения), поскольку деятельность общественной организации активно развертывается при выполнении поставленных целей, и смена адреса является необходимостью в соответствии с финансовым, структурным и кадровым обеспечением.

В соответствии с Законодательством в таких случаях необходимо внести изменения о месте нахождения в устав (если адрес закреплен в уставе) общественной организации и в Единый государственный реестр юридических лиц.

Что бы соблюсти все требования, предусмотренные законом, при смене места нахождения (адреса) общественной организации потребуется; собрать общее собрание членов и отобразить данное решение в Протоколе, подготовить редакцию устава с внесенными изменениями, собрать все необходимые документы для регистрационных действий в территориальном органе юстиции, относящегося к Вашей общественной организации и представить полный пакет документов на государственную регистрацию.

Изменение места нахождения (адреса) общественной организации влечет за собой изменения в Едином государственном реестре юридических лиц, органах статистики, внебюджетных фондов, замены банковской карточки для каждого открытого расчетного счета в банках.

В случае если изменение места нахождения общественной организации влечет и сменой территориальной налоговой инспекции, возможно, потребуется предоставление в территориальную налоговую инспекцию дополнительных бухгалтерских документов.

При выборе места нахождения общественной организации, которая активно осуществляет свою деятельность, важно помнить о том, несоответствие места нахождения общественной организации фактическому адресу может повлечь за собой проверки и санкции со стороны территориальной налоговой инспекции.

Составление заявления на регистрацию

Правоспособность общественной организации как юридического лица возникает с момента ее государственной регистрации.

Для создания и функционирования общественной организации к настоящему времени определена необходимая правовая база, которая включает в себя требования к заполнению форм при регистрации юридического лица — Приказ ФНС от 25.01.2012 N MMB-7-6-25.

Если Вы решили приступить к заполнению данной формы важно помнить следующие правила:

  • Заявление заполняется только черной ручкой или распечатывается черными чернилами на принтере
  • коды ОКВЭД указываются не менее 4 знаков
  • наименование организации пишется во всех клеточках без переносов. Если наименование не умещается на одной строке, оно переносится на другую строку. Если по окончании строки должен быть пробел, который не уместился, то он переносится на следующую строку, а текст начинаете писать со второй клеточки.
  • незаполненные листы и страницы не прикладываются
  • прочерки в пустых полях не ставятся.

И так все основные аспекты как правильно заполнить заявление по форме Р11001.

На титульном листе формы Р11001 указывается: наименование создаваемой организации, ее место нахождения.
Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – обязательно указывать индекс и код субъекта РФ. Остальные поля адреса заполняются только при их наличии и в соответствии с классификатором КЛАДР.

Тип адресного объекта указывается в точном соответствии с таблицами, приведенными в приложении к Приказу ФНС. А наименования «дом», «корпус», «офис» и им подобные указываются полностью без сокращений. Нужно очень внимательно отнестись к указанию адреса, особенно, если вы будете заполнять заявление Р11001 вручную или в excel/word без использования соответствующего программного обеспечения.

Документы для регистрации общественной организации

В Министерство Юстиции нужно подготовить:

  • Заявление (в двух экземплярах).
  • Будущий устав организации или учредительные документы (в трёх экземплярах).
  • Протокол. В нём должно быть сказано о решении создать сообщество, а также утверждение объединения, и указаны сведения о назначенных органах (в двух экземплярах).
  • Документ, подтверждающий оплату госпошлины (оригинал и копия), сведения об учредителях (в двух экземплярах).
  • Документ, подтверждающий адрес местонахождения офиса или любого другого помещения, по которому будет осуществляться связь с органами объединения (это может быть договор об аренде или свидетельство собственности).
  • Документ, подтверждающий право на использование наименования и символики (при их наличии).
  • Если один из учредителей – иностранное лицо, должна быть справка, подтверждающая его юридический статус, выданная в его стране. Также в таком случае потребуется написать ещё одно заявление о включении НКО в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Регистрация региональной общественной организации проходит так же, как и в случае объединений уровня федерации. Длиться до 1 месяца, размер госпошлины – 4 тыс.руб.

Требования к учредителям объединений

Процесс создания организации начинается с добровольной инициативы его учредителей, которые принимают решение о необходимости появления общественного формирования для защиты своих и общественных интересов, достижения совместных целей. Перед тем как создать общественную организацию, необходимо проверить насколько её основатели соответствуют требованиям учредителях общественных объединений.

Читайте также:  Возврат денег при покупке автомобиля в 2023 году

Число учредителей не может быть менее 3-х, а вот максимальный размер неограничен, что и позволяет процветать общественным движением. У истоков общественных организаций могут стоять физические и юридические лица (некоммерческие объединения), которые в рамках формирования будут обладать равными правами и обязанностями.

Несмотря на то что Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ говорит исключительно о гражданах, выступать учредителем организации или движения могут также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в стране на законных основаниях.

Однако на отдельные категории лиц наложены ограничения в плане организации общественных объединений. В частности, не могут быть учредителями общественного объединения:

Учредители не обязаны получать разрешение или уведомлять органы власти о своём решении создать общественное объединение, так как государство не должно оказывать какого-либо влияния на его деятельность.

Какие бывают общественные организации?

Общественные организации классифицируются в зависимости от их территориальной сферы деятельности.

Данная норма закреплена в статье 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В соответствии с вышеуказанной статьей закона на территории Российской Федерации вправе быть созданы и осуществлять свою деятельность общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные организации.

Региональные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Местные общественные организации представляют собой объединение, осуществляющее деятельность, в соответствии с их Уставом, в пределах территории органа местного самоуправления.

Территориальная сфера деятельности общественной организации должна быть указана в уставе Организации и наименовании Организации. Данное требование закреплено в статье 20 и 28 ФЗ «Об общественных объединениях».

Из этого следует, что территориальная сфера деятельности общественной организации представляет собой пределы осуществления ее деятельности на конкретной территории.

Общественные организации вправе осуществлять свою деятельность за пределами субъекта, на территории которого она находится, только в случае наличия в данном субъекте структурного подразделения – отделения, филиала и представительства.

Именно поэтому изменяется территориальная сфера деятельности общественной организации в случае создания или закрытия указанных выше структурных подразделений в субъектах Российской Федерации.

Если территориальную сферу деятельности изменяет ранее созданная общественная организация, то необходимо внести изменения в устав данной общественной организации, в том числе и в наименование.

К примеру, если региональная общественная организация создает структурные подразделения на территориях двух и менее чем половины субъектов Российской Федерации, то такая общественная организация приобретает статус межрегиональной общественной организации.

Документы, которые необходимы для государственной регистрации изменений, которые вносятся в учредительные документы Общественной организации должны быть представлены в соответствующий территориальной орган Минюста России по месту нахождения организации.

Для того, что бы региональная общественная организация получила статус общероссийской общественной организации нужно иметь структурные подразделения, которые созданы на территории более половины субъектов Российской Федерации. Документы для регистрации Общероссийской общественной организации подаются в Министерство Юстиции Российской Федерации.

Законодательством предусмотрена возможность общественных организаций вносить изменение в наименование и место нахождения Организации. Поэтому региональная общественная организация имеет право внести изменения в территориальную сферу деятельности не только посредством открытия региональных отделений, но и посредством смены субъекта своего адреса, который влечет внесения изменений в наименование и устав общественной организации. Также, законодательство не предусматривает для общественных организаций требований о соответствии адреса регистрации члена регионального отделения территориальной сфере деятельности Организации. Говоря простыми словами, в состав регионального отделения могут входить члены, зарегистрированные на территории другого субъекта Российской Федерации.

Предоставление субсидий общественным организациям инвалидов

Конституционное право каждого на объединение применительно к инвалидам конкретизируется в их праве на создание общественных объединений, которое составляет важную основу социальной защиты инвалидов. Общественные объединения инвалидов создаются и действуют в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей. Со стороны государства общественным объединениям инвалидов гарантируется содействие и помощь, в том числе материальная, техническая и финансовая. Из федерального бюджета предоставляются субсидии на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов. Согласно постановлению Правительства РФ от 20 декабря 2010 г. № 1074, субсидии предоставляются следующим общероссийским общественным организациям и обществам инвалидов:

  • общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»;
  • общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»;
  • общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»;
  • общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы — «Инвалиды войны».

Как и почему можно ликвидировать общественную организацию?

Как известно, любое объединение или предприятие, которое зарегистрировано в органах, может время от времени подвергаться проверкам.

В том случае, если это общественная организация, есть необходимость ежегодно предоставлять отчет об основных этапах ее деятельности, согласно ее целям, а также обо всех денежных операциях, если цель подразумевает их наличие.

Исходя из всего вышенаписанного, можно прийти к выводу, что при отсутствии своевременно предоставленного отчета об основных действиях организации, она будет изъята органом контроля.

Если более конкретно, то согласно второй части 29 статьи Федерального закона, вносить новые данные в ЕГРЮЛ необходимо каждый год, а максимальный срок задержки — 3 года. В обратном случае организация будет ликвидирована и считаться как таковая, что полностью прекратила любую деятельность.

Как создать общественную организацию?

Прежде всего, вы должны разобраться, как её зарегистрировать:

Стоимость услуг в нашей компании

Регистрация общественных организаций

Организационно-правовая форма

Срок

Цена

Местные, региональные, межрегиональные общественные организации, в том числе общественные фонды

1,5-2 месяца

25000 руб.

Общероссийские и международные общественные организации

1,5-2 месяца

60000 руб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *